В нем сосредоточено 59 процентов разведанных запасов нефти, 19,5 процентов - в Астраханской области. Основные месторождения-Уренгойское (509 млн тонн конденсата), Астраханское (404 млн тонн), Ямбургское (103 млн тонн).
На начало 2004 года в структуре добычи газа в России подавляющая часть (около 80 процентов) приходится на высокоэффективный для разработки "сухой" газ Надым-Пур-Тазовского региона Ямало-Ненецкого АО, залегающий на небольших (до 1300 м) глубинах. Однако запасы его заканчиваются. В скором будущем неизбежен переход к освоению ресурсов газа более глубоких горизонтов, где требуется совершенно иная система извлечения, транспортировки и переработки.
Всего в России насчитывается 825 месторождений с запасами свободного газа, из них 24 уникальных месторождения содержат 72 процента разведанных запасов, 15 из них (54 процента) находятся в Ямало-Ненецком АО.
В конце 2004 года Сибирский научно-аналитический центр (СибНАЦ) завершил создание геологических и гидродинамических моделей залежей ачимовской толщи Уренгойского района в Ямало-Ненецком автономном округе. В результате этих исследований оказалось, что ачимовка в этом регионе объединяет в одну большую залежь 8 месторождений – Восточно-Уренгойское, Северо-Есетинское, Есетинское, Уренгойское, Евояхинское, Самбургское, Непонятное и Северо-Самбургское. Пока все эти месторождения рассматриваются по отдельности. По оценкам СибНАЦа, суммарные геологические запасы ачимовских отложений Уренгоя составляют по конденсату и нефти почти 3,5 млрд тонн, а по газу – около 3 трлн кубов. Такие объемы соизмеримы с начальными запасами Самотлора, считают специалисты. И вполне возможно, что именно ачимовские залежи в ближайшей перспективе могут стать основным источником пополнения падающей добычи на разрабатываемых месторождениях Ямала.
Базовому сектору в ближайшие годы предстоит определиться с выбором рынков, на которые данный сектор будет сориентирован в долгосрочной перспективе. В настоящий момент основным потребителем углеводородных ресурсов из Западной Сибири является Европа, но новыми для России и чрезвычайно перспективными рынками, на которых возможен ценовой арбитраж, являются рынки США, АТР (Китай, Республика Корея и другие) и Индии.
Очевидно, что прохождение развилки в отношении рынков для российского нефтегазового комплекса скажется на развитии инфраструктурного хозяйства. Либо НГК сосредоточится на модернизации существующих и завершении уже заявленных транспортных проектов. Либо приоритетное значение будет отдано новым транспортным проектам.
Например, в настоящее время конкурируют два проекта транспортировки углеводородов с севера Красноярского края:
Северный – трубопроводом до Диксона, а затем вывоз танкерами по Севморпути. Протяженность этого нефтепровода составит 710 км, а на строительство трубопровода потребуется около 1,2 млрд долларов инвестиций.
Восточный – в Иркутскую область, а затем в АТР. Считается, что данный вариант транспортировки может лоббировать "Газпром". Однако в случае поглощения "Роснефти" "Газпромом" последний будет определять маршруты транспортировки, исходя из своих планов освоения месторождений Ямала.
Эксперты считают, что "окно возможностей" по выходу на новые рынки открывается в 2005-2008 годы. Следующее появится в районе 2015 года.
В отличие от нефти, добыча которой и далее будет сосредоточена в основном в Тюменской области (преимущественно в ХМАО), с газом есть куда двигаться по освоению новых месторождений.
На территории Ямальского района разрабатываются крупнейшие месторождения полуострова Ямал – Бованенковское и Харасавейское нефтегазоконденсатные месторождения. А значит – отводы земель, прокладка магистралей, создание инфраструктуры и прочее, и прочее.
В это же время Арктика - один из самых уязвимых "органов" Земли. Общий природный баланс здесь так хрупок и раним, а каждое нарушение равновесия требует для своего "лечения" громадных отрезков времени.
Проект природоохранных аспектов освоения Бованенковского месторождения, разработанный по заказу "Газпрома" ОАО "ВНИПИгаздобыча", предусматривает локализацию возможных нарушений уже на уровне проектирования промышленных объектов на территории Бованенковского НГКМ. Этого можно достигнуть, во-первых, за счет оптимизации размещения объектов с целью сокращения количества и длины коммуникаций, площади отсыпок. Во-вторых, за счет строгого учета устойчивости почвенно-растительного покрова и ландшафтов при размещении объектов. Кроме того, предусматривается выявление и сокращение загрязнений воды, воздуха, почвенно-растительного покрова, планирование обоснованных и апробированных методов рекультивации, строгая регламентация этих работ.
Однако введение в оборот этих ресурсов потребует колоссальных вложений в инфраструктуру (освоение Ямала оценивается, как минимум, на уровне 40 млрд долларов), притом, что существует значительный резерв интенсификации извлечения из существующих месторождений. Таким образом, основная развилка (продолжение экстенсивного развития на полуостров Ямал, а затем шельф Карского моря или интенсификации извлечения на "старой" базе) остается не пройденной. В определенной степени на выбор будет влиять ситуация на мировом рынке, сверхвысокие цены смогут оправдать массированные вложения инфраструктуру. При этом необходимо учитывать, что природный газ с российского Севера находится в прямой конкуренции на рынке с газовыми ресурсами Ближнего Востока, которые в силу, прежде всего, политических причин только частично вовлечены в мировой рынок. От развития ситуации вокруг Ирана и Саудовской Аравии будет непосредственно зависеть инвестиционная привлекательность Штокмана и Ямала, также как от энергетической ситуации в Северной Америке и Европе – основных рынках сбыта природного газа.