1. Папа будет избран в мае, так что "предвыборная кампания" будет скоротечной. Но, похоже, что и либералы, и консерваторы готовились к ней заранее. В 2013 году либералы смогли обойти консерваторов, деморализованных неожиданной отставкой папы Бенедикта XVI и оказавшихся неспособными выдвинуть сильного консолидированного кандидата. Сейчас у консерваторов было время, чтобы попробовать согласовать свои позиции.

2. В 2013 году либералы успешно использовали "незападную" стратегию – то есть ставку на аргентинского кардинала Бергольо, который смог объединить многих кардиналов из стран как Латинской Америки, так и Африки, и Азии. Теперь "незападная" стратегия может быть использована консерваторами, внимание которых все чаще привлекают африканские клирики и паства, отвергающие послабления в пастырской практике, которые поощрялись папой Франциском. Если раньше возможность избрания "черного папы" связывалась с активностью либералов, то теперь – с планами консерваторов.

3. Современные технологии расширили возможности консерваторов. Если раньше критики Второго Ватиканского собора обычно не могли прорваться в мейнстримные медиа и были вынуждены довольствоваться малотиражными изданиями, то сейчас они активно действуют на пространстве Интернета. Блоги и форумы не только позволяют католическим традиционалистам продвигать свою точку зрения в публичном пространстве, но и играют для них организующую роль. Тем более, что это сочетается с правой волной на Западе, включающей в себя трампизм и близкие к нему европейские движения.

4. Смена поколений и активное миссионерство также дают шанс консерваторам, но здесь ситуация несколько иная. Молодые священники и новообращенные прихожане обычно не критикуют Второй Ватиканский собор, но чаще настаивают на более последовательном отстаивании католической идентичности, что можно делать и принимая богослужение на национальных языках (Джей Ди Вэнс ходит в церковь, где служат на английском, а не на латыни). Африканский консерватизм сильно отличается от европейского и американского, в том числе учетом национальных обычаев и антиколониальной составляющей. Таким образом можно говорить не о едином католическом консерватизме, а о разных консерватизмах, хотя и имеющих сферы соприкосновения.

5. В то же время либералы при папе Франциске заняли целый ряд ключевых постов в церковной иерархии. Они широко представлены в университетах и медийной сфере, у них много учеников и большой организационный опыт.

Гуманное, милосердное христианство с экологичной составляющей привлекательно для современного секулярного общества, которому часто непонятны апелляции консерваторов к древним догматам и средневековым доктринам. Получив верных адептов, готовых отстаивать католическую ортодоксию, церковь в случае успеха консерваторов может отпугнуть куда большее число людей.

И это серьезный аргумент либералов, актуальный, в первую очередь, для западного мира, исторически являющегося центром католицизма.

6. При этом выборы папы Римского проходят в условиях небольшого числа выборщиков. Хотя в последнее время связи между кардиналами несколько ослабели (особенно после того, как при папе Франциске в этот сан были возведены представители стран, где ранее кардиналов не было), но они все равно воспринимают себя как элитное сообщество со своими корпоративными правилами. Представители этого сообщества в ходе конклава будут учитывать общественные процессы, проходящие за пределами Сикстинской капеллы, но не менее важными для них могут быть межличностные отношения и внутренние договоренности, которые сложно, а то и невозможно спрогнозировать. Поэтому есть поговорка, что тот, кто идет на конклав папой, возвращается кардиналом – фавориты часто проигрывают. Впрочем, она актуальна не всегда – так, в 1963 и 2005 годах папами становились изначально наиболее влиятельные кандидаты.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены