Итоги выборов на Тайване могут парадоксальным образом создать проблемы для укрепления его военного потенциала и союза с США, несмотря на то, что 13 января новым президентом острова был уверенно избран кандидат от правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП) Лай Циндэ, который настроен на наращивание вооруженных сил и всемерное укрепление сотрудничества с Вашингтоном с целью противодействия Пекину.

Но, как говорится, есть нюанс: вчера помимо главы государства был определен и новый состав парламента, а на этом фронте дела у ДПП, мягко говоря, не столь хороши. Эта партия потеряла свое прежнее большинство в высшем законодательном органе, а первенство там захватил ее главный соперник – партия Гоминьдан, которая вместе с Пекином выступает в поддержку принципа "единого Китая" и ратует за развитие связей с КНР. И перемены в парламенте произошли далеко не случайно.

Поддержав представителя ДПП на выборах президента, избиратели на Тайване сделали большой стратегический выбор – они не хотят объединяться с КНР и хотели бы оставить все, как есть. Иными словами, жители острова в этом поддержали лозунг Лай Циндэ – мы за статус-кво: ни вхождения в "единый Китай", ни провозглашения суверенной "Республики Тайвань", что чревато войной с Пекином.

Однако наблюдатели констатируют, что в целом население острова устало от ДПП – она находится у власти с 2016 года, восемь лет имела под контролем и пост президента, и большинство в парламенте. За это время с представителями правящей партии было немало мелких, но раздражающих скандалов, она делала не всегда популярные шаги в социальной политике. Поэтому на нынешних выборах в парламент избиратели сделали выбор в пользу баланса и усиления контроля за ДПП. Во многих округах поддержку получили кандидаты от Гоминьдана, который выдвинул немало интересных новых людей – молодежи, профессионалов-айтишников.

В результате представительство ДПП в парламенте упало с 62 до 51 мандата. Большинство Гоминьдана шатко (52 места), но он уже заявил, что будет давать решительный бой правительственным законопроектам. В первую очередь Гоминьдан намерен потребовать полного пересмотра политики в сфере укрепления вооруженных сил. ДПП непрерывно увеличивала военные расходы все последние семь лет. Она настроена на новые крупные закупки боевой техники в США, на дальнейшее сближение со Штатами в оборонной сфере, на усиление военной интеграции с американцами. Этому могут и будут мешать оказавшиеся в большинстве депутаты от Гоминьдана – к большому удовольствию Пекина.

Но в парламенте есть и другие силы: помимо двух независимых депутатов (их тоже подозревают к близости к Гоминьдану) еще имеется мини-фракция из восьми представителей Тайваньской народной партии. Ее лидер Кэ Вэньчжэ занял третье место на выборах президента, он призывает меньше спорить о политике в отношении КНР и больше думать, как говорится, о заботах широких народных масс. На фоне конфликта президента и Гоминьдана именно эта фракция из восьми депутатов фактически может иметь решающий голос при принятии законопроектов. Судя по всему, правящая ДПП хотела бы вступить с ней в альянс – не случайно новый президент острова Лай Циндэ в ходе избирательной кампании всячески избегал критики в адрес Тайваньской народной партии.

Василий Головнин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены