Прошедшая Олимпиада в Токио больше напоминала Евровидение, чем спортивное событие. Политика, скандалы и громкие заявления сопровождали почти каждый день Игр. Крайне остро происходящее воспринимали в России. Государственные СМИ уцепились за самую "любимую" тему и говорили о ней на каждой передаче, не замечая массовых пожаров в Якутии. 

Пловец из Великобритании Том Дейли рассказал, что он гей. В соревнованиях участвовала трансгендерная женщина-штангистка Лорел Хаббард. Именно они "тронули сердца" (или что у них там) ведущих новостных программ. Спортсменов засыпали оскорблениями.

Как ведущих федеральных каналов, так и внушительную часть граждан России волновало: "Зачем они об этом говорят? Зачем они рассказывают про свою гомосексуальность?".

Может показаться, что на относительно прогрессивном Западе царят демократия, equality и "каждый может быть кем хочет и с кем хочет". Однако остается ширма, которая сдвигается крайне медленно. Спорт. Всё еще немногие ЛГБТК+ спортсмены заявили о себе. 

Спорт до сих пор очень патриархальный вид деятельности, где четко разделены гендерные роли. В футбол играют мужчины, а вот синхронное плавание — дело женское. Изменения в спорт приходят, но небольшими шажками.

Например, недавний пост фигуристки Татьяны Навки вызвал большое количество хейта как от зарубежной, так и от российской аудитории, в том числе ее коллег. Навка опубликовала фотографию испанского гимнаста Бенитеса Эрнандеса в Instagram с подписью: "Правда, счастлива, что в нашей стране такого нет и, надеюсь, никогда не будет. Мужское останется мужским, а женское женским! И мои дети никогда не увидят такое и не будут считать, что это норма. Кто же вырастет в западном обществе с такими тенденциями?! Куда заведет их этот путь, и почему-то я уверена, что в итоге их ждет тупик…" Так Навка высказалась против мужчин в художественной гимнастике. 

Хотя есть много видов спорта, где мужчина должен проявлять грацию и легкость, как, например, фигурное катание, спорт все равно остается "мачистской" деятельностью. Это оказывает сильное влияние на открытость, а точнее, закрытость ЛГБТК+ людей. 

В том же футболе единицы совершают каминг-аут, в отечественном футболе и вовсе процветают гомофобные настроения. Жена владельца "Спартака" Леонида Федуна Зарема Салихова заявила, что в "Спартаке", как и в Чечне, видимо, геев нет. Еще добавила, что "геев в "Спартак" брать не будут". 

Однако не всё так плохо. Одновременно с речами Навки и Салиховой проходил Евро-2020, который поддерживал месяц прайда, вывешивая радужные баннеры. Сборная Англии и вовсе играла с радужными повязками на руках.  

Мужчины, особенно те, кто задействован в групповом спорте, очень редко заявляют о своей принадлежности к ЛГБТК+ сообществу, чаще это происходит после завершения их карьеры. Самый первый каминг-аут среди футболистов совершил англичанин Джастин Фашану. Из-за общественной травли он покончил с собой в 1998 году. 

Чаще каминг-ауты происходят в индивидуальном спорте. Будучи первой ракеткой мира, открыто демонстрировала свои отношения с девушками Мартина Навратилова. Она была первой спортсменкой, которая заявила о своей ориентации. Однако это случилось только после того, как она получила гражданство США. 

Опасения в обществе вызывают и трансгендерные спортсмены. Например, участие в Олимпиаде той же штангистки Лорел Хаббард вызвало большую дискуссию. Лорел родилась мужчиной, позже, осознав себя как женщину, сделала транс-переход. На соревнованиях она выступала среди женщин. 

Вопрос об участии транс-персон в спорте неоднозначен. Возникают претензии к спортсменке, у которой при рождении был мужской пол и, соответственно, мужская физиология. Характерное для патриархального общества мнение "мужчина сильнее" до сих пор превалирует, несмотря на то, что есть как мужчины, так и женщины разной физической подготовки. 

Уже по окончании Олимпиады Международный олимпийский комитет заявил, что пересмотрит принципы в отношении спортсменов-трансгендеров. МОК хочет найти баланс между положениями о справедливости, безопасности и инклюзивности соревнований. 

Не обошлось и без участия в этой дискуссии российских СМИ. МОК, кстати, уже обратился с требованием к российским вещателям разъяснить их поведение. 

Причиной стала одна из передач на "Первом", где ведущий Анатолий Кузичев вышел в парике, тем самым пародируя Лорел Хаббард. На протяжении всей программы он вспоминал и пловца-гея, восклицая: "Нам неинтересно, что у него происходит в спальне" — и, конечно же, "Зачем он об этом говорит?".

Это первая в истории Олимпиада, на которой о себе заявило такое количество квир-людей. На соревнованиях в Токио выступили 142 открытых ЛГБТ-спортсмена. 

И скорее всего, они не заявляли бы о своей ориентации, если бы не подвергались постоянной дискриминации. Стоит вспомнить спортсменов XX столетия, которые за свою гомосексуальность лишились спортивной карьеры. Например, Виолетта Моррис — французская спортсменка, которая достигла успехов во многих видах спорта. Она завоевала два золота и серебро на Мировых женских играх 1921–1922 и золото на Олимпиаде 1924 года. Однако ее не взяли на следующую Олимпиаду 1928 года. Причиной послужило "аморальное поведение" Моррис. Девушка была открытой лесбиянкой и носила мужскую одежду. 

Она не молчала и подверглась осуждению за всего лишь возможность быть собой. Однако большинство людей, как тогда, так и сейчас, стараются скрыть часть себя, боясь повторения уже пройденных историй. 

Говорить о гомосексуальности — значит нормализовать в обществе то, что и так является нормальным. "Я — гей" — это политическое высказывание. Это про права человека, про желание добиться того, чтобы квир-люди перестали чувствовать себя в сегрегации, а также про создание для людей более безопасного общества. В спорте, как и в Чечне, ЛГБТК+ люди есть, и они тоже хотят видимости и безопасности. 
 

Анна К

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter