Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал, что российские власти нарушили статью 2 Европейской конвенции (право на жизнь) в отношении жителя Грозного Асланбека Сайдахмадова в связи с его безвестным исчезновением и неэффективным расследованием этого факта. В отношении его матери Марии Малаевой суд установил нарушение статьи 3 Европейской конвенции (запрет пыток) в связи с ее моральными страданиями, вызванными исчезновением сына, и реакцией властей на ее страдания. Малаевой присуждено 60 тысяч евро, сообщил 16 июня Каспаров.Ru Комитет против пыток (КПП).
В Сводную мобильную группу правозащитников, работающую в Чеченской Республике, 11 апреля 2012 года обратилась Малаева и сообщила, что 3 августа 2009 года двое неизвестных ей молодых людей забрали из квартиры ее сына Асланбека. На вопрос матери, куда его везут, ей ответили, что в ОВД Ленинского района Грозного.
В тот же день Мария обратилась в МВД и прокуратуру с заявлением о похищении сына. Однако уголовное дело по этому факту было возбуждено лишь 14 августа. Позднее оно неоднократно приостанавливалось, а 30 декабря 2009 года было и вовсе прекращено — сотрудники МВД по Чеченской Республике доставили Асланбека из Астрахани в Грозный, и тот в ходе допроса пояснил, что его никто не похищал, а все это время он был у своей тети в Астрахани.
Однако после того, как Асланбек дал показания по этому уголовному делу, он вновь пропал. На этот раз — бесследно.