Путин объявил, что вопрос о скверном храме в Екатеринбурге должен решаться опросом жителей. Ритуальные пляски вокруг социологии - характерная черта автократического режима. И вот почему. Социологию можно зарядить как угодно, создав видимость нужного общественного мнения - смотрите опросы что ВЦИОМ, что той же Левады. Меняя характер вопроса и выборки, социологи могут добиться самых разных результатов. И если одни стремятся утвердить свои предрассудки (опрос Левады про Сталина), то другие попросту работают на государство. Придворная социология выполняет двоякую функцию: с одной стороны помогает режиму манипулировать общественным мнением, с другой - служит успокоительным для режима, поставляя ему иллюзию народной поддержки.
Суть в том, что там, где есть настоящая демократия и подлинный плебисцит - там социология попросту не нужна. Опросы не нужны там, где есть выборные представители публики на всех уровнях, которые и так знают интересы своих избирателей. И будут блюсти эти интересы ради того, чтобы переизбраться. Там, где есть публичные площадки для обмена мнениями, опросы тоже не требуются. А если вопрос настолько сложный, что его не решают ни избранные представители, ни институты - можно провести референдум. В любом случае социология здесь всегда оказывается сбоку, выполняет вспомогательную, а не основную функцию.
Если же к социологии обращаются к некому ультимативному способу узнать волю народа - это просто симптом того, что у вас отсутствует подлинное народовластие.
! Орфография и стилистика автора сохранены