Завтра, 25.01.18 в России должна была состояться премьера англо-французской комедии "Смерть Сталина" режиссера Армандо Ианнуччи. Премьеры не будет, поскольку Минкульт отозвал прокатное удостоверение по просьбам общественности. Тут важно раскрыть вот этот псевдоним – "общественность". Можно с высокой долей уверенности утверждать, что в состав "общественности" никогда не войдет ни один читатель этого текста, а также люди типа писателей Войновича, Улицкой, Шендеровича, или режиссеры типа Мирзоева, Серебренникова, Учителя. "Общественность" - это член Общественного совета Минкульта Павел Пожигайло, который еще в сентябре 2017-го начал присматриваться и принюхиваться к сомнительному изделию, изготовленному в странах НАТО, и обнаружил там массу провокаций. "В ленте оскверняются наши исторические символы – советский гимн, ордена и медали", - наябедничал Пожигайло в обращении в Минкульт. Более того, Пожигайло обиделся, что "маршал Жуков изображается придурком", а также обнаружил в фильме "сцены чрезмерного насилия", на основе чего сделал вывод, что содержание "Смерти Сталина" противоречит правилам выдачи фильмам прокатного удостоверения.
Павел Пожигайло выпускник Серпуховского высшего военного командного училища, обучался в адъюнктуре ГРУ, затем, понятное дело, стал депутатом Госдумы, а потом, что логично при такой биографии, заместителем министра культуры РФ. Последние годы сидит в Общественной палате РФ и надзирает за культурой в стране в рамках соответствующего общественного совета. Помимо общественного палаточника Пожигайло, в общественном просмотре с последующим осуждением фильма приняли участие: режиссеры Никита Михалков, депутат Госдумы Елена Драпеко, писатель Юрий Поляков и другие представители патриотической культурной общественности. Осудили все. Писатель Юрий Поляков вынес вердикт: "Сатирическая британская комедия не должна демонстрироваться в России из-за признаков идеологической борьбы с нашей страной".
Не остался в стороне и телевизор. "Где заканчивается юмор и начинается издевательство?" - заинтересовался сотрудник "России 1" Георгий Подгорный. Патриотическую общественность возмутила сама обстановка, в которой показана смерть Сталина. "Если в комедии умирающий вождь лежит в луже мочи, может быть это не просто комедия, но спланированная провокация?" - размышляет патриотическая общественность.
С лужей мочи, это, конечно, Армандо Ианнуччи дал маху. Приперся в дом повешенного со своей веревкой. За две недели до Олимпиады собрался тыкать россиян носом в лужу мочи, в которой утонул их любимый вождь. Грубый и бестактный человек, этот Ианнуччи. А главное, совершенно бездуховный…
Одним словом, общественность единогласно постановила, что фильм – мерзость, провокация, идеологическая диверсия, лишен всякой художественной ценности, а посему прокат его в России совершенно невозможен, так что "Смерть Сталина" в России откладывается на неопределенное время. Могильную плиту над прокатом в России фильма Ианнуччи соорудил Мединский, глубокомысленно заявивший: "Есть нравственная граница между критическим анализом истории и глумлением над ней".
Сталинизм в путинской России не носит характер государственного культа, но имеет все признаки того, что можно назвать "государственно санкционированным уважением". В путинской России есть строго фиксированный перечень смешного. Смешны все без исключения политики Запада. В какие-то моменты допускается смеяться над Эрдоганом, а вот смех над Ким Чен Ыном – это уже дурной тон и признак политической близорукости. Очень смешно все что в Украине: политики, армия, экономика, культура, язык. В Крыму ничего смешного нет. В России надо потешаться над оппозицией причем над несистемной следует хохотать в голос, хлопая себя по ляжкам, а над оппозицией думской надо подтрунивать по-доброму. Излишне напоминать, что любая форма иронии по отношению к Путину означает выбрасывание из медийного поля и автоматом зачисление в экстремисты.
Диктатура признает только садистский смех над врагом, лучше всего над его трупом. С иронией, а тем более с сатирой диктатура несовместима. В сентябре 1940 года в кинотеатрах США вышел фильм Чарли Чаплина "Великий диктатор" - политическая сатира на нацизм и персонально на Гитлера. Фильм был запрещен в Испании, Японии, Перу, в ряде других стран. В США по поводу проката "Великого диктатора" была истерика со стороны тех, кто боялся, что фильм может навредить отношениям между США и Германией. Гитлер и Сталин фильм посмотрели. О реакции Гитлера данных нет, хотя Чаплин писал, что отдал бы многое, чтобы о ней узнать. Сталину фильм не понравился, он отметил его низкую художественную ценность и советские граждане "Великого диктатора" не увидели.
Цензура в путинской России была с самого начала, с первого его президентства. Сейчас она институциализировалась, затвердела, приняла системный облик. Два государственных органа окончательно превратились в цензурные ведомства. Роскомнадзор – это цензура в области СМИ, ведомство Мединского – цензура в сфере культуры. В отличие от цензурной практики советского Главлита, цензура в путинской России не имеет четких критериев запрета. "Ежедневный журнал" уже несколько лет пытается узнать, за что конкретно его блокируют. Ни Роскомназор, ни прокуратура не в состоянии дать на эти настойчивые вопросы внятного ответа. Это единичный пример, за которым стоит практика цензуры. Минкульт только что снял с проката фильм "Приключения Паддингтона-2", милую семейную комедию о смешном медвежонке. За что пострадал забавный зверь, которого Россия считает своим символом, в Минкульте не смог ответить ни один человек. Говорят, что медвежонка убрали, чтобы не мешал триумфальному шествию "Движения вверх". Потом, правда, "Паддингтона-2" вернули, но ощущение идиотизма осталось.
Цензура в условиях почти всеобщего Интернета – это не сокрытие информации. Это символ, демонстрирующий государственную точку зрения на информацию. Сталин – это очень важно и серьезно. Можете не любить, но уважать обязаны. Путин – еще более важно и еще более серьезно. Любить и уважать обязаны все, кроме нацпредателей. И напоследок, о цензорах. У Корнея Чуковского в дневнике есть запись: "Во главе союза писателей, равно как и во главе всех журналов, - по замыслу начальства – должны стоять подлецы". В путинской России отбор на руководящие кадры имеет тот же нравственный критерий, но ведется намного более строго, чем в СССР…
! Орфография и стилистика автора сохранены