В минувшие выходные российский телевизор отмечал годовщину ГКЧП. Это был праздник со слезами на глазах. Трудный и мучительный праздник. С одной стороны, как выяснилось через четверть века, идеи ГКЧП в конечном итоге победили. По крайней мере, в России. С другой стороны, опять же случилась величайшая геополитическая катастрофа. Одним словом, как пишут юные девы о своем статусе в социальных сетях – "все сложно".

Вся эта цветущая и весьма разнообразно пахнущая сложность была явлена россиянам в "Воскресном вечере" Владимира Соловьева от 20.08.17. Тон обсуждению задали, естественно сторонники ГКЧП. Писатель Проханов сообщил, что все члены ГКЧП были близкими ему людьми и что ГКЧП был последним актом спецоперации под названием "перестройка", поскольку был, оказывается, сформирован Горбачевым. После чего писатель Проханов впал в транс и стал замогильным голосом объяснять, что "ГКЧП – это таинственная нисходящая линия русской истории. А Ельцин это яма. А путинизм – это мы выходим из этой ямы и идем к цветению, которое неизбежно". Конец цитаты.

Соловьеву почему-то не понравилось слово "путинизм", возможно, в его испорченном мозгу возникла некая неприятная рифма. Поэтому он попытался убедить  писателя Проханова слово "путинизм" не употреблять, но писатель Проханов уперся. А поскольку Соловьев своими замечаниями вывел писателя Проханова из мистического транса, в котором тот пребывал, то писатель Проханов обиделся и от досады впал в новый транс, на этот раз пророческий. "ГКЧП – это первая удачная оранжевая революция!", - вопил писатель Проханов. Люди, отравленные логикой, возможно, в этот момент удивились, поскольку бирка "оранжевая революция" в российском телевизоре означает, что это дело рук США, и получается, что друзья писателя Проханова были американскими шпионами, а сам он сочувствовал американской спецоперации. Но людям, отравленным логикой, слушать Проханова не рекомендуется, поскольку писатель Проханов обращается исключительно к патриотам. И вот специально для патриотов писатель Проханов громко и пронзительно прокричал три слова: "Развитие! Развитие!! Развитие!!!". Именно эти три вещи требуются России в данный момент и составляют план писателя Проханова по выходу из ельцинской ямы и переходу к полному и окончательному цветению путинизма.

Если писатель Проханов всегда равен себе и прекрасен в своем постоянстве и цельности своей творческой натуры, то генерал Руцкой выглядел в этой передаче человеком, который то ли совершенно не помнит, что он делал 26 лет назад и глубоко эти действия осуждает, то ли отрекся от своих убеждений и раскаялся. "Совершено преступление против своей страны!", - сообщил генерал Руцкой. И добавил: "Предательство! Горбачев – политический аферист, который должен был сидеть на нарах". На вопрос Соловьева: "ГКЧП – это преступление?" - Руцкой ответил категорически: "Нет! Это была отчаянная попытка предотвратить распад страны". Соловьев задал ему естественный вопрос, зачем же он в таком случае стал бороться с ГКЧП, будучи одним из организаторов обороны Белого дома от этих благородных людей, а потом еще и полетел вызволять "политического афериста Горбачова" из форосского плена, за что и получил генеральскую звезду из рук данного "политического афериста". На что генерал Руцкой ответил: "Я делал то, что должен был делать". Впрочем, требовать логики и последовательности от генерала Руцкого, дело еще более безрассудное, чем требовать того же от писателя Проханова.

После мистических откровений писателя Проханова и изумительной двуликости честного генерала Руцкого настало время глубокого политологического анализа этого поворотного момента Российской истории. Его дал политолог Дмитрий Куликов, который сообщил, что "исторически это была буржуазная контрреволюция". Моментом гибели Советского Союза политолог Куликов назвал тот день, когда "партия самораспустилась, когда она позволила отменить 6-ю статью Конституции о своей руководящей и направляющей роли". А деградация правящего класса, по мнению политолога Куликова, началась с ключевых слов о культе личности. 

С этих же позиций, но более художественно оценил ГКЧП и распад СССР режиссер Шахназаров. "Советский проект прекрасен", - сообщил режиссер, - "но для того, чтобы он работал, нужна была такая фигура, как Сталин". После чего режиссер Шахназаров предался мечтам: "Если бы в ГКЧП сидели Сталин, Дзержинский и Троцкий, то результат был бы иным". Хотя идея Шахназарова усадить рядом Сталина и Троцкого мне кажется сомнительной из-за некоторых разногласий по поводу использования ледоруба, случившихся между этими добрыми людьми, но сам метод сохранения прошлого путем наделения бессмертием чудовищ минувших веков, безусловно, имеет перспективу. Как изменилась бы судьба нашего отечества, если бы, например,  Чингис-хан дожил до наших дней! Дарю режиссеру Шахназарову эту идею в качестве основы сценария фильма в жанре альтернативной истории. Кассовый успех гарантирую.

Сегодня модно публично почитать Сталина и признаваться в том, что 26 лет назад ты был за ГКЧП. Помимо Проханова, Куликова  и Шахназарова в симпатиях к ГКЧП признались писатель Поляков и член Европарламента от Латвии Андрей Мамыкин. "Против ГКЧП вышли фарцовщики", - с презрением бросил режиссер Шахназаров. Я хорошо помню нескольких таких фарцовщиков среди защитников Белого дома. Например, фарцовщик Ростропович долгое время скрывался под маской дирижера, а фарцовщица Маргарита Терехова умело притворялась народной артисткой России…

"Мне нравилась та революция! (1917 года – И.Я.), - восторженно воскликнул режиссер Шахназаров. – "Она совершалась ради идеи! А ради чего совершается буржуазная контрреволюция? Ради колбасы?". "Во всем виноват Хрущев!", - поддержал режиссера ведущий Соловьев – "Когда вместо идеи построения коммунизма он выдвинул пошлую идею догнать и перегнать Америку по производству молока!". 

Опустим такую мелочь, как то обстоятельство, что именно Хрущев первый и единственный среди советских лидеров назвал точную дату построения коммунизма в 1980 году. Это сущие пустяки по сравнению с тем, что Россия сегодня живет прошлым, не имея никакого плана на самое ближайшее будущее. Зияющую содержательную пустоту российская власть замещает Крымом. А поскольку Крым не такой большой, то эту смысловую прореху Кремль пытается загородить портретом Сталина. Больше нечем.

Игорь Александрович Яковенко

Blogspot.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены