Известно, что советские вожди всегда уделяли большое внимание искусству. И ведь неспроста: они очень хорошо понимали суть дела. Вот представьте себе, как бы выглядела сталинская система без всего этого "дизайна": без фильмов с Орловой и Ладыниной, без "Песни о встречном" Шостаковича, без "Рабочего и колхозницы" и имперско-радостной ВДНХ. Если сдёрнуть всю эту "матрицу" культурной иллюзии, чем станет СССР? Гигантское государство-концлагерь, уродливая фабрика рабства, расчеловечивания и массовых убийств. Совершенно невыносимая картинка, с ума можно съехать.

Цель советской культуры заключалась только в одном: создавать в массовом сознании вторую, "матричную", иллюзорную реальность, примиряющую с настоящей, более чем суровой действительностью. Давать смыслы для жизни в аду – вот задача сталинских "мастеров культуры", довольно успешно ими выполненная. Настолько успешно, что в огромной степени вся нынешняя ностальгия по Советскому Союзу связана именно с образами из советского искусства, прежде всего – кино.

Люди не помнят ни уродливого быта, ни страха, ни тоски, ни нищих деревень, но они помнят картинку, "матрицу", помогавшую им тогда жить. Выживать. Кстати, в наиболее обнажённом виде эта функция советского искусства проявилась во время войны. Приедут, допустим, условные Утёсов, Бернес или Шульженко, скажем, в район Ржевского выступа, споют что-то душевное – и, глядишь, в глазах солдата происходящее выглядит уже не мясорубкой, а чем-то осмысленным и высоким, по крайне мере на какое-то время.

СССР распался, но "матричный" образ СССР, созданный советским искусством, не распался. Он продолжает работать. Не случайно так активизировался показ советских фильмов по телеку.

Причём, что интересно. "Матричный" образ Совка творили не только для внутреннего, но и для внешнего употребления. Скажем, зачем выпускали в турне по Америке вольнодумца и бунтаря Евтушенко? А именно за этим: чтобы он, вольно или невольно, создавал привлекательный для Запада образ СССР и своим живым примером демонстрировал американцам, что в Советском Союзе, в советской литературе прекрасно живут и работают вот такие смелые поэты.

И нынешняя власть, унаследовавшая много чего советского, чётко сечёт эту фишку. Вот давеча Первый канал показал развёрнутый репортаж об известном московском выставочном комплексе "Мультимедиа Арт Музей" Ольги Свибловой. В нём фигурировала действительно классная авангардная работа Александра Родченко "Чёрное на чёрном". Эту телекартинку продвинутый Константин Эрнст адресовал, конечно, не местным ватникам и "колорадам", а, прежде всего, Западу: мол, Россия – не медвежий угол с попами и ментами, а страна с вполне человеческим, даже интеллигентным (как у Ольги Свибловой) лицом, ценящая и понимающая передовое искусство. И в создании такого "матричного" образа путинской России, обращённого вовне, нынешним "мастерам культуры" отведена традиционно значительная, хорошо вознаграждаемая роль.

Алексей Широпаев

rufabula.com

! Орфография и стилистика автора сохранены