Украина действительно стоит перед эпохальным выбором.

Формально все еще не закончилось, саммит "Восточного партнерства" в Вильнюсе отложил вопрос до марта 2014 года. А вот то, как на это смотрит Янукович, он нам все равно пока не скажет.

Собственно, вариантов не два, а три.ARVI0414
Украина может продолжить движение в ЕС, и подписание соглашения об ассоциации сделает этот процесс необратимым. В отличие от Турции, Украину примут в Европу довольно скоро.

Украина может двинуться в сторону Таможенного союза. И принять участие, между прочим, в формировании будущего Евразийского союза как один из основателей-учредителей.

Украина может попытаться сохранить нейтральный, внеинтеграционный статус. Раньше были государства, стоящие вне военных конфликтов. Принципиально ничто не мешает сегодня существовать государствам, стоящим вне интеграционных объединений. Но здесь действительно нужны трехсторонние переговоры Европа, Украина, Россия, а Евросоюз их не хочет.

Европейский союз сегодня — это новое формирующееся государство. Понятно, что его развитие будет идти в сторону дальнейшей потери суверенитета государств-участников.
Россия, кажется, хочет развивать Таможенный союз в ту же сторону. Но тут есть особенности, маленькие отличия.

ЕС — это не дело одной только Германии, в нем как минимум несколько основных участников — Германия, Франция, Великобритания.

Соответственно, положение руководства любой страны в некотором роде свободнее.
Однако процесс создания нового государства в рамках ЕС зашел достаточно далеко, и войти в этот союз — значит, практически сразу резко ограничить возможности своей независимой внутренней и внешней политики.

Таможенный союз, безо всякого сомнения, интеграционный процесс объединения вокруг России с явной российской доминантой. И руководители, политики и бизнесмены интегрирующихся стран, очень сильно это ощущают.

Но сама интеграция пока находится на уровне экономическом, до политической части еще довольно далеко. А значит, свободы в рамках ТС больше. Кроме того, у Украины есть перспектива стать, наряду с Беларусью, одним из интеграционных центров.

Другое дело, что непонятно, куда самому ТС развиваться, кого интегрировать.
ЕЭС имело перспективу объединения всех европейских народов, что фактически и происходит на практике. А кого может включить в свой состав ТС и будущий ЕАС? Индию? Турцию? Иран? Афганистан? Монголию?

Тут возникает проблема не только экономического, но еще и культурного, даже цивилизационного выбора. Именно на это реагирует Киевский Майдан.

Все хотят жить так, как в Европе. Не только в Европе, в России тоже хотят.

Гражданам естественно мечтать о европейском уровне жизни, о европейских правах и свободах, о европейском качестве жизни, ориентируясь на уровень Германии, Франции, Великобритании.

Поверить, что объединение с Россией ведет в сторону европейской стиля и качества жизни, Майдану и его участникам довольно трудно. Слишком специфическая у Россия в этом отношении репутация.

Теперешние власти Украины, в отличие от европейски ориентированного населения, гораздо больше заинтересованы в третьем пути, в интеграционном нейтралитете.
Проблема в том, что этого не хочет никто, кроме правящей группы Януковича.
Но ничего невозможного здесь нет.

В конце концов, в эпоху европейских военных войн Швейцария и Швеция смогли оставаться нейтральными.

Почему в эпоху европейских торговых войн Украина не сможет быть нейтральной?
Такой выход, скорее всего, вполне устроил бы Россию. По крайней мере, в текущей ситуации. А дальше возможно всякое.

Не зря ведь говорят — нет ничего более постоянного, чем временное.

Валерий Савельев

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены