Сегодня день тишины. Но ничего не мешает поговорить о "древней истории" - например, о выборах 1990 года - почему они так важны для понимания событий 1993 года. (И 1991 тоже).
Начало здесь:
http://ivkonstant.livejournal.com/52975.html
http://ivkonstant.livejournal.com/40555.html
http://ivkonstant.livejournal.com/43015.html
http://ivkonstant.livejournal.com/284942.html
Есть мнение, что Ельцин мог и рассматривал вариант силового захвата здания ВС одновременно или даже перед оглашением Указа 1400 - то есть, еще в сентябре.
Технически это, конечно, можно было сделать. Охрана ВС состояла из нескольких десятков милиционеров (подозреваю, что сейчас Белый Дом охраняется значительно лучше). Никаких боевиков не было в помине. И операцию по захвату здания и вытеснению депутатов можно было провести за пару часов и без жертв.
Абсолютно убежден, что охрана ВС, если бы ей предъявили соответствующее письменное распоряжение Ельцина, не решилась бы оказывать сопротивления, даже зная о незаконности этих действий. Некоторые исследователи высказывают предположение, что Ельцин сознательно избрал такой вариант действий, который должен был привести к длительному и серьезному противостоянию, перерастающему в вооруженный конфликт.
Допускаю, но с серьезными оговорками.
Во-первых, надо учитывать взбалмошность самого Ельцина, который многие решение принимал спонтанно (но не сам указ 1400). Второе, и главное - Ельцин и его ближайшее окружение, действительно, не предполагали, что натолкнутся на такое серьезное сопротивление - со стороны депутатского корпуса (их они считали трусливыми болтунами - судили по себе, и сильно просчитались). Кроме того, Ельцин был искренне убежден, что подавляющее большинство москвичей - на его стороне, что он любимец народа российского (американского, немецкого, "мой друг Билл", "мой друг Колль", далее везде).
Соответственно, он был убежден, что отрезанные от внешнего мира, с отключенными телефонами, отоплением, электричеством и канализацией, депутаты быстро начнут расползаться по домам, и Белый Дом упадет в руки исполнительной власти, как переспелая груша.
У них перед глазами стоял роспуск Съезда народных депутатов СССР, который прошел без сучка и задоринки.
Главный просчет Ельцина и его советников - в том, что они не учли специфики выборов народных депутатов РСФСР 1990 года. По моему глубокому убеждению - едва ли не единственные по-настоящему свободные и честные выбор в нашей новейшей истории. То, чего взыскует оппозиция, да и вообще общество последние 20 лет
Почему именно выборы 1990 года сыграли такую большую роль в истории нашей страны и как они связаны с последующими событиями?
Выборы 1990 года принципиально отличались от всех последующих и предыдущих. Это были очень свободные выборы
На них уже не было тех квот для КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и пр. и пр., которые сильно искажали картину народного волеизъявления еще за год до этого - на выборах депутатов СССР.
А с другой стороны, на тех выборах законодатель установил абсолютное и фактическое равенство всех кандидатов. Не было такого: равный, но есть еще равнее. Независимо от финансовых, административных, статусных, политических и иных возможностей все кандидаты могли выпустить одинаковое количество листовок, плакатов, получить одно и то же время на телевидении и радио, одинаковые газетные площади, равное число встреч с избирателями.
Ни директор завода, ни профессор крупного ВУЗа, ни партийный функционер не имели никаких преимуществ перед младшим научным сотрудником или рабочим. Плюс к этому - люди тогда еще были не продажные, не до такой степени корыстные, а слово "идеалист" и вовсе не имело пренебрежительного оттенка.
Выдвинуться кандидатом мог практически любой желающий. Вариантов было несколько: от трудового коллектива, от собрания по месту жительства - а организовать такое собрание не представляло никакого труда. Не нужно было ни подписи собирать, ни денежный залог вносить, ни фантасмагорические муниципальные фильтры преодолевать.
В результате все политически активные граждане, независимо от их общественного положения, приняли участие в этих выборах. Конкуренция была огромная, по 20-30 кандидатур на место. По крайней мере, в Питере и Москве дело обстояло именно так.
- Илья Владиславович, у Вас нет ни малейшего опыта руководства коллективом. Как Вы собираетесь управлять страной?
- В этом мое главное преимущество перед Вами, Виктор Алексеевич. Вы всю жизнь лгали себе и другим, пресмыкались перед начальством и топтали подчиненных. А я жил и живу среди простых и порядочных людей, знаю их проблемы и нужды. Вы прикрываетесь народом, а я сам - часть народа. За мной правда, значит и будущее за мной.
Дебаты были выиграны.
(вставка из недописанных воспоминаний).
И поэтому Съезд народных депутатов России оказался действительно репрезентативным выразителем настроений общества. Но главное: все депутаты были одномандатниками и не зависели ни от каких партийных бонз. Не поверите: даже отчитывались непосредственно перед избирателями и часто получали люлей.
Соответственно, это были не просто независимые, но в большинстве своем решительные и смелые люди. И это постоянно проявлялось во время работы Съезда.
Вот этой разницы, принципиально отличавшей российских депутатов от союзных - ельцинские советники и не учли.
Не разбежались. Не разбежались ни 1991 году, ни в 1993 году.
Не купились на "млеко, курки, яйки". Не испугались танков
Многие оставались до самого конца, вплоть до расстрела. Это самый удивительный феномен во всей постсоветской политической истории, насквозь пропитанной ложью, сервильностью, продажностью и цинизмом.
Выборы - имеют значение. Опыт выборов 1990 года - бесценен. Надеюсь, что в обозримом будущем в России он будет еще востребован.
Разные принципы организации выборов дают на выходе разные генерации политиков.
Правда, есть опасность: общество может быть настолько больно, что и максимально честные выборы дадут свой "честный срез".
Продолжение следует.
! Орфография и стилистика автора сохранены