Электронную энциклопедию Интернета "Луркоморье" ("Лурка", "Лурк") внезапно заблокировали 12 ноября. Администрация поменяла IP адрес, чтобы сайт продолжал работать. ФСКН заявила, что обнаружила на сайте информацию, пропагандирующую употребление наркотиков. После удаления двух статей сайт убрали из черного списка. Каспаров.Ru побеседовал с одним из основателей и администратором "Луркоморья" Дмитрием Хомаком.
— Если сайт снова заблокируют, что будете делать?
— После того, как это случилось, наши системные администраторы все починили за полчаса. Любой пользователь может обойти этот запрет, воспользовавшись VPN или прокси-сервером.
— То есть доступ закрыли местные провайдеры?
— Интернет-провайдеры два раза в день получают от Роскомнадзора списки сайтов, которые нужно заблокировать. Каждый провайдер обязан это сделать. Новый закон о запрете информации и схема запретов действуют против совсем технически неграмотных людей и с той и с другой стороны. И, одновременно с этим, повышают компьютерную грамотность населения. Обход запрета будет таким же спортом, как и обход знаменитого китайского Firewall.
— Сколько раз вы сможете менять IP адреса?
— Поменять мы их сможем раза три, дальше это болезненно. Покупать IP адреса неэффективно, и это будет стоить около тысячи долларов в месяц из нашего кармана. Проблема в том, что в мире кончаются IP адреса. Сейчас каждому телефону нужен IP адрес, грубо говоря. Скоро весь мир перейдет на более современный (и гораздо более длинный) IPv6, и этот закон полностью потеряет свой смысл. Мы сможем постоянно их менять. Опять же, у нас очень хорошие сисадмины, они работают в крупных компьютерных фирмах, а вечерами занимаются "Луркмором". Все работают на волонтерских началах.
— То есть деньги никто не получает?
— Ну, у нас есть немного рекламы, она окупает сервер. Недавно купили одному из админов телефон.
— Как думаешь, давление на сайт может усилиться?
— Я уверен, что давление усилится. Государство может нас угробить за полгода, если очень постарается. Власть сейчас постарается взять под контроль Интернет. Мы попытаемся находить пути, но если нас лишат двух третей статей, мы просто пропадем. Расходы на беготню от закона придется нести самостоятельно.
— Не боишься?
— До июня не боялся, но сейчас становится нервно. Мне многие журналисты говорят: "Держитесь, пацаны". Все-таки я не в Голландии, а в России.
— Сейчас вы удалили две статьи, а если надо будет закрывать через одну?
— Мы попытаемся вывести сейчас статьи из-под удара, если все страницы блокировать, то смысла в "Луркоморье" не будет. Скоро сделаем несколько копий сайта и раздадим их в открытый доступ. Любой человек, в том числе живущий за границей, сможет их раздавать. У нас заблокировали статью "Дудка", мы сами заблокировали статью "Марихуана". Решили сделать шаг вперед из-за того, что коммуникации с Роспортебнадзором нет никакой.
— Как ты считаешь, нужна ли такая подробная информация о наркотиках?
— Информация очень нужна и, в частности, о наркотиках. Сейчас в России политика или замалчивания, или запугивания. Получается, что человек может попробовать марихуану и понять, что про наркотики ему врали. Про героин, например, ходят легенды, что это нереальные ощущения.
У нас в статье написано, что это не совсем так, но зато твой организм моментально влипнет и перестанет вырабатывать свои эндорфины, и человек начнет зависеть от внешних. От амфетаминов "быстро убивается" печень. Но об этом никто не говорит. Говорят, что "сгниют мозги" или другую страшилку. У нас научная информация со ссылкой на источники. Надо разобраться, чтобы человек мог сам оценить опасность. Это полезно знать любому образованному человеку.
У нас есть грамотные энциклопедические статьи о теории относительности и квантовой физике. Причем они излагаются языком "слушай сюда". Этого очень не хватает, в 80-х в России погибла вся научно-популярная литература и журналистика.
Понимаешь, у нас в этом плане принципиальный момент — мы про наркотики рассказываем без фигни, как есть. Это как "мы пробовали, мы знаем, чувак. Тебе не обязательно".
— А кто сотрудники "Луркоморья"?
— У нас полная анархия, статью может создать любой пользователь. Есть шесть модераторов, которые удаляют спам, но я их не знаю. У большинства людей есть основная работа. Есть технические администраторы.
— Какая у них мотивация?
— Это их хобби, есть ощущение, что мы делаем нужное дело. Такая же мотивация, как, например, у сотрудников "Википедии". Хотя мы "Луркморье" основали из-за того, что на "Википедии" нам писать не давали.
Я хотел писать про онлайн-культуру, друг хотел писать про аниме, нас с этим выгнали. Поэтому мы сделали свой проект с "блэк-джеком и шлюхами". Фактически мы канал Discovery, но говорим языком персонажей из South Park.
— Я видела, пикеты организовывают в поддержку "Лурка", пойдешь?
— Я предпочел бы это координировать. Если сейчас меня задержат, то сайт останется без пресс-секретаря. Некому будет общаться с журналистами, сисадмины этого делать не будут. Но мне многие пишут, поддерживают. Внезапно эта тема задела всех.
— Что будете делать?
— Сейчас наш адвокат пишет в Роскомнадзор запрос, чтобы нам прислали постановление о запрете. Официально мы так ничего и не видели. Потом мы спросим, проводилась ли экспертиза, то есть на каком основании статьи запретили, и попробуем их вернуть. После того, как мы узнали, что нас заблокировали, адвокат начал звонить ФСКН и Роскомнадзор. Никто не отвечал.
За что именно ФСКН нас заблокировала, нам сказали провайдеры. Им нельзя, но они сказали. Это Интернет, в конце концов. Роскомнадзор сказал, что им пришел запрос, они и заблокировали. Мы убрали эти статьи, и утром узнали, что нас удалили из черного списка. Но до сих пор связи ни с одним ведомством не было.