В России все последние годы молятся на мировые нефтяные цены. Это превратилось в своего рода фетиш. И власть, и оппозиция, и "простые обыватели" постоянно гадают: упадет-не упадет? Если упадет, то когда?

Оно и понятно. Энергоносители — главный российский товар, благодаря высоким и стабильно растущим ценам на них в России все более-менее в порядке с бюджетом, с грехом пополам, но поднимаются зарплаты и пенсии. "Жить стало лучше, жить стало веселее". Но когда буквально все так или иначе зависит от одного фактора, к тому же неподконтрольного одной нашей стране, хочешь-не хочешь, а развивается невроз. сила денежного давления так велика, что всюду, куда падет взор "мирового брокера", наблюдается беспримерный рост цен.. "Плюнет- поцелует-к сердцу прижмет-к черту пошлет?.."

Оттого оппозиция, верная принципу "чем хуже, тем лучше", злорадно и безнадежно кликушествует, призывая мировые цены к обрушению, а власти и провластные эксперты с торжеством придумывают все новые и новые аргументы за то, что цены на нефть ни за что не опустятся (разве что малость подкорректируются). Пока правда явно на стороне властей: цены на нефть действительно только и делают, что растут. И многие доводы за то, что дефицит нефти в мировой экономике уже не даст ценам сильно просесть, действительно кажутся весьма убедительными...

Однако вполне возможно, что беда идет к нам с совсем другой стороны. Есть ряд грозных признаков, что эта беда подошла уже совсем близко — и, как ни странно, падение цен на нефть тут совсем ни при чем...

Зададим себе "абсурдный" вопрос: может ли быть так, что мировые цены на нефть останутся на прежнем (то есть нынешнем) высоком уровне, а Россия при этом станет ощущать жесточайший дефицит денег — совсем как в "проклятые" 90-е? Чушь? Не может такого быть?

Почему же "не может быть"? Если пофантазировать, то представить себе такую ситуацию очень даже возможно. Для этого "всего лишь" нужно, чтобы все прочие мировые цены "подтянулись" к нынешней цене на нефть. Простая математика или даже физика, "принцип относительности".

Никакая цена не может быть высока или низка сама по себе, "вообще". "Высокой" или "низкой" она становится только в сравнении с другими ценами. Если мы допустим, что все мировые цены вырастут вслед за ценой на нефть — то объективно это будет совершенно эквивалентно тому, как если бы все цены стояли на месте, а цена на нефть сильно бы "просела".

Так, парень из глухой сибирской или киргизской деревни может искренне считать, что, скажем, зарплата в 500 долларов в месяц — это сказочная, просто невероятная сумма, позволяющая человеку исполнять свои самые заветные желания. Но стоит такому отроку попасть в Москву, то, пожив в ней некоторое время, он с удивлением обнаружит, что "пол-штуки" в месяц — сумма совсем не завидная, а наоборот — почти нищенская, на которую приезжему человеку в Москве приходится жить практически впроголодь!

Все почему? Да потому что в Москве порядок цен другой. Цен на все. И если мировые цены вдруг начнут по большинству позиций неудержимо расти, тогда нам нынешние "запредельные" 100 долларов за баррель быстро покажутся небольшой, а то и вовсе ничтожной суммой...

А теперь очнемся и зададим себе вопрос: а разве это уже не происходит вовсю на наших с вами глазах?

Эксперты нехотя, со скрипом признают, что одна из главных проблем мировой экономики — ее перенасыщенность деньгами. Основной виновник, понятно, Штаты, которые эмитировали доллары и влили в мировую экономику огромные суммы. Эту лавину денег, которой надо куда—то деваться, пытаются связать и аккумулировать в золотовалютные резервы большинства стран (у Китая с Японией на двоих — почти 2 трлн долларов, у нас — треть трлн долларов), или загнать в "пустышки" типа "ипотечных облигаций". Но деньги из-за своей массы вываливаются на свободу.

Темпами под стать нефти дорожала недвижимость. Граждане сейчас удивляются: вроде бы и денег в стране много, и у самого зарплата выросла, а своя квартира едва ли не более недоступна, чем раньше, когда стоила 20 тыс долларов?!

А теперь, как видим, настал черед продовольствия. Оно во всем мире дорожает бешеными темпами, и его якобы не хватает, и мировые запасы, к примеру, зерна — самые низкие за последние 30 (!) лет. О чем это говорит? Да о том, что лишние, "пустые" деньги во всем мире находят себе новое применение — они будут теперь вкладываться в продовольствие. Добавочное повышение спроса, естественно, вызовет дополнительный рост цен.

Проблема "среднего мирового инвестора" в том, что ему "деньги жгут ляжку". Куда вкладывать — в недвижимость? Во всем мире она стоит запредельных денег. В нефть? Уже и так загнали цену к 100 баксам — куда ж еще? С другой стороны — не продавать же, ей-богу, когда всем понятно, что денег на земле гораздо больше, чем реальных товаров??

Люди, а точнее, сами деньги в их руках лихорадочно ищут, куда бы еще вложиться. И сила денежного давления так велика, что всюду, куда падет взор "мирового брокера", наблюдается беспримерный рост цен.

Если так все пойдет и дальше, то мы однажды, как тот сибирский мальчик, окажемся посреди "Москвы" со всем своим "богатством" — 500 долларов.

"Все, что нажито непосильным трудом..."

Алексей Рощин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter