Этот текст, написанный в тюремной ссылке, стал основной политической темой предыдущей недели. К словам политзаключенного прислушались не только журналисты и политологи, но и простые граждане России. Как свидетельствует опрос, проведенный "Эхом Москвы", подавляющее большинство политически активных россиян по-настоящему интересует мнение Ходорковского. И большинство уважает экс-главу "ЮКОСа" за то, что, несмотря на все трудности и падения, его дух не сломлен.
А ведь именно этого, а не просто физических мучений, добивалась власть, отправляя некогда самого богатого бизнесмена России в места, которые на карте-то не сразу и найдешь. Именно эта стойкость духа, которую проявляет Ходорковский, вызывает бешеную злость у тех, кто разворачивает сейчас проект по сохранению за Путиным власти после 2008 года. Но этим людям нечего предложить нам, кроме мыльных пузырей своей пропаганды.
Власть пытается ослабить влияние Ходорковского, прибегая при этом к самым топорным методам и обвинениям. Нам говорят: он воровал, давил, душил, а сейчас просто пытается спекулировать своим положением заключенного. Но не дай Бог, он придет к власти – будет еще хуже. Примерно так рассуждают не только кремлевские политологи, но и некоторые прикормленные либеральные журналисты. По их мнению, попытка найти новый путь России и мыслить категориями проектов, слишком опасна. Они предлагают нам остаться в существующей системе координат, надеясь, что все это как-то рассосется.
Синхронные атаки на Ходорковского свидетельствуют о том, что ему удалось нащупать очень болезненную тему для власти. Очевидно, что впереди нас ждет ухудшение социально-экономического положения страны, так как благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура не может быть бесконечной. И все это приведет не только к краху существующей системы, но и к разорению народа.
Но уже сейчас при относительно благополучно экономическом состоянии налицо крах идейный. Москва на внешнеполитической арене уже откровенно поддерживает самых одиозные диктаторские режимы. Внутри же страны была произведена зачистка политического пространства. Находящиеся в центре лидеры политических партий не могут громко сказать о своем противодействии режиму. Правда, Никита Белых в эфире "Эха Москвы" под давлением ведущего все-таки выговорил слова о том, что СПС находится в оппозиции Путину, однако в другом заявлении, говоря о партиях, с которыми СПС никогда не будет сотрудничать, он называл КПРФ, "Родину" и НБП, но почему-то (полагаю, сознательно) не упомянул "Единую Россию".
В этом пустом и бескрайнем политическом пространстве нашей страны голос ее главного политзека усиливается во много раз. Когда в центре тишина, ясные и продуманные слова звучат особенно отчетливо. И нам надо прислушаться к ним, а не пытаться поддерживать диалог с Кремлем, который упорно пытается использовать в качестве средства для этого диалога беруши и кляпы.